Вернуться к содержанию КНИГИ


вернуться к содержанию




Художественная жизнь Новосибирска 20-го века.



26



Шестая зональная выставка.





Создание зональной выставки сложное и затратное мероприятие. Его предваряет постановление Совета Министров РСФСР, поскольку оно требует выделения немалых средств, причем на на одну выставку, а сразу на одиннадцать выставок одиннадцати художественных зон республики, по итогам которых должна быть организована республиканская показательная выставка «Советская Россия» в Центральном выставочном зале страны, в Манеже. Постановление Совета Министров уточняется постановлениями Министерства культуры российской федерации и Правления Союза художников РСФСР, дополненными проработкой пунктов сметы и расписанием работы зонального выставкома. То, что рядовому зрителю зональной выставки казалось само собой разумеющимся событием жизни искусства при взгляде на его глубинную основу открывалось комплектом государственных решений.

Открытие Шестой зональной художественной выставки «Сибирь социалистическая» планировалось в Кемерово в продолжение 1984 года, на подходе к масштабной выставке «Советская Россия» - 7. Ко времени открытия зональной надо было провести немалую подготовительную работу. Она началась в июне 1982 года объявлением прибывшим из Москвы секретарем Союза художников РСФСР скульптором М.Н. Смирновым рекомендованных участникам выставки тем: «Борьба за мир», «Дружба народов», «Сибирь индустриальная», «Сибирь социалистическая». В упомянутом постановлении записана другая редакция тем: «особое внимание темам БАМ и других строек». Несколько позже, 13-17 апреля 1983 года, в Красноярске прошел 3-й пленум Союза художников РСФСР под девизом «Превратим Сибирь в край высокой культуры!», тоже согласующимся с лозунгами выставки, а 12 октября 1983 года в Кемерово, в городе, где планировалось через год ее проведение, уже в рабочем порядке заседал зональный выставком, в задачу которого входило рассмотрение эскизов плаката выставки, понимаемого как ее эмблему, каталога, буклетов, прессправки, памятного значка, заказанных новосибирскому графику В.А. Авдееву1; плана оформления интерьеров и экстерьеров выставочного помещения, подготовить который обязались графики, они же дизайнеры Кемерово, В.А. Алексеев и В.А. Селиванов; заключение с художниками Сибири договоров на произведения для вводного зала выставки. . . Но Авдеев, Алексеев и Селиванов задание не выполнили, потому что, как стало известно на заседании, выставочного зала в Кемерово еще нет и неизвестно будет ли он достроен к намеченному сроку, а в плакате, в прессправке и прочих изданиях оргкомитета выставки необходимо указывать адрес художественного события и время его проведения. Неясен был и конкретный вид интерьеров и экстерьеров, в которых было бы можно уверенно строить образ зональной выставки. Полученные от Авдеева, Алексеева и Селиванова сведения о состоянии дел в строительстве спортивного манежа — оно идет, но может идти неопределенно долго — заставили задуматься членов выставкома. Возник вопрос о переносе зональной выставки в Новосибирск или в Иркутск, в города, где подготовка к данной выставке не велась и где все пришлось бы начинать с самого начала. Ни в одном из городов Сибири на то время (1980-е годы) не было подходящего помещения для большой Всесибирской выставки. И в Кемерово строили не выставочный зал, а многоцелевое спортивное сооружение. К его внутренному и внешнему пространству предстояло приспособление выставочного оборудования и экспозиции всех видов исуцсств. Рассуждение о том, что если Первую зональную выставку провели в Новосибирске и она имела успех, то почему там же не провести и Шестую натолкнулось на рядовую статистику: в Первой зональной участвовало 220 авторов, в Третьей 348, в Пятой, проведенной в Барнауле во Дворце зрелищ и спорта, 550 и нет никаких оснований думать, что Шестой зональной можно будет вернуться к объему выставляемых произведений 1964 года чтобы на тех же площадях, что и в давние годы, без проблем разместиться в 1984-м году. С той поры прошло двадцать лет; художественная жизнь Сибири крепла, ширилась и показывать ее во младенческом состоянии — преступление против основной идеи выставки. Возникла заминка в рядах участников обсуждения. Обстановку некоторой растерянности скрасило празднование 25-летнего юбилея Кемеровской организации Союза художников РСФСР, проходившего в день заседания выставкома. А на следующий день, 13 октября, зональный выставком встретился с секретарем по идеологии Кемеровского Обкома КПСС П.М. Дорофеевым, который, выполняя роль председателя организационного комитета выставки, должен был включиться в ход общего дела. Вместе с ним взбодрились его ближайшие помощники по оргкомитету - Г.В. Корницкий, заместитель председателя облисполкома, и В.В. Рябов, секретарь облсовпрофа. Они трое представляли собой в совокупности властную силу Кузбасса, достаточную чтобы преодолевать организационные затруднения на подведомственной им территории. Дорофееву в присутствии Корницкого и Рябова члены зонального выставкома доложили о создавшейся обстановке вокруг выставки в Кемерово. В ответ было обещано: если дата открытия выставки — лето 1984 года — Правлением Союза художников РСФСР будет перенесена на более позднее время, то строительство спортивного манежа за оставшиеся полтора года будет благополучно завершено. По ходатайству выставкома так и произошло, дата открытия выставки была перенесена на июнь 1985 года.

Освободившись найденным решением от основной заботы, члены зонального выставкома - упомянем среди них новосибирцев-2 стали разъезжаться по домам.

Это было время, когда в Новосибирске готовилась к открытию первая очередь метро со всеми наполняющими ее произведениями монументально-декоративного искусства; когда в музыкальном училище уже работало художественно-оформительское отделение; когда назревала первая в Новосибирске выставка известного в Европе художника капиталистического Гамбурга Хорста Янсена. Одним словом, художественная жизнь города шла на подъем, частично отражающимся на зональной выставке.

Шестая зональная показала количественный и качественный рост отдельных видов искусства в Новосибирске, но и преподнесла некоторые сюрпризы. Художники Новосибирских театров в выставке отсутствовали: Е.Э. Гороховский перебрался в Москву, где уже поселился его отец, известный нам по предыдущим очеркам, график, Э.С. Гороховский, Т.Д. Дидишвили поменял Новосибирск на Челябинск, Н.Н. Клемину пригласили в Ленинград. И стало меркнуть Новосибирское театральное искусство. Клемина уехала из Новосибирска в 1986 году, но в зональной выставке она уже не участвовала, чувствуя себя уже переселившейся на берега Невы. С отъездом в Минск С.Е. Булатова новосибирская группа дизайна потеряла своего вдохновителя, и группа будто исчезла с горизонтов города. В каталоге зональной выставки нет упоминания ни одного новосибирского дизайнера. Булатов вернулся в Новосибирск в следующем после выставки году, но вернулся удрученный затяжной болезнью взрослой дочери и ослабленный своей собственной. Слава сибирского дизайна перешла к Красноярску.

«Из 78 участников барнаульской выставки от Новосибирска 26 не были членами Союза художников. Эти 26 и составили тот актив, из которого пришло основное пополнение организации в межзональный период: Т.Грицюк, Л.Жмыхов, Б.Коньков, А.Крюков, Ф.Осинных, А.Смолин, Л.Тимофеев, П.Чеканцев, А.Шуриц. Помимо них приняты в Союз художников и те, кто не участвовал в зональной выставке 1980 года — А.Беляев, В.Мандриченко,- но их немного.

В эти же годы Новосибирск лишился 13 художников. Пятеро из них (Г.Курочкина, А.Морозов, А. Овчинников,А.Пятков, А.Туркин) умерли, 8 человек уехали в европейскую часть России и среди них Т.Дидишвили, Н.Домашенко, Е.Коньков, В.Семенова, Я.Яковлев. Графики потеряли 6 своих членов, живописцы двух, театральные художники двух3, скульпторы двух, и одним из них была Семенова, с отбытием которой в Новосибирске снизился уровень свободного экспериментирования на пограничной полосе между скульптурой и керамикой. Понятно, что при таких переменах в составе организации коллектив, сохраняя узнаваемость, становится другим».4

Несмотря на распад названных секций Новосибирская организация Союза художников РСФСР оставалась одной из самых авторитетных в Сибири. Всякий, кто шел в спортивный манеж Кемерово на 6-ю зональную выставку, начинал знакомство с ней по новосибирским художникам. Основной распространенный в городе плакат выставки — он как путеводитель подсказывал жителям Кузбвсса адрес художественного праздника - просто и внятно выполнен новосибирцем Авдеевым (три смысловых элемента плаката — инструменты художника: кисть, карандаш, стека; символ природы Сибири - кедровая шишка и иглы хвои возле нее; серп и молот — знакомая и понятная всем эмблема советской власти размещены на фоне вертикально поставленной овальной палитры ярко красного цвета). Убедительно выполненный образ повторялся на переплете каталога выставки, на обложке прессправки, он был использован и в спецвыпуске газеты «Кузбасс», посвященном зональной выставке и ее участникам. Поскольку образ, созданный Авдеевым, оказался универсальным, от него, как круги на воде от брошенного камня, распространились плакаты местного городского значения: восемь областных и краевых центров на территории «Сибири социалистической» - восемь плакатов такого же размера, что и авдеевский, но с художественной характеристикой городских творческих организаций, не Сибири в целом. Таким образом плакат Авдеева стимулировал восемь других плакатов по числу творческих организаций Союза художников РСФСР в Сибири. Среди них был и плакат посвященный новосибирским художникам. Выполнил его С.Н. Новоселов, член новосибирской секции плакатистов, организовавшейся в 1983 году.

Эта секция за короткий срок своего существования успела провести две областные выставки плаката, подготовила третью, наиболее трудоспособные члены секции с успехом поучаствовали в выставках за рубежом. На Зональной в Кемерово она тоже оказалась не из последних, хотя ряд ее членов, Новоселов в том числе, не входили в состав Союза художников. С произведений членов секции, показанных на Шестой Зональной, можно начинать характеристику новосибирской графики.

«В процессе работы выставкома и на конференции, состоявшейся на следующий день после вернисажа, было отмечено значение творчества молодых художников в целом, а в области плаката у новосибирцев особенно. И в экспозиции «Сибири социалистической» плакатисты нашего города широко представлены. Имена В.П. Мандриченко, А.И. Таирова, С.С. Мосиенко, Ф.М. Осинных, В.И. Брюханова и других заслуженно пользуются всесоюзной известностью благодаря острой проблематике, лаконичному современному языку и метафоричному мышлению.»5

Организатором секции плаката в Новосибирске был предприимчивый общительный В.П. Мандриченко6. На зональной выставке в числе других его работ экспонировался политический плакат «Бумеранг», неоднократно воспроизводившийся в 1980-х годах. «Бумеранг» Мандриченко изображает названное древнейшее метательное оружие, один из концов которого расцвечен как государственный флаг США, на другом видна эмблема в виде буквы N (символ нейтронной бомбы). Плакат прост, суров и убедителен.

Плакат С.С. Мосиенко, соратника Мандриченко, выполнен с другой интонацией. Вверху горизонтально взятого листа крупная надпись СОЛО на ТРУБЕ, а в основном поле плаката вздымается полосатая кирпичной кладки труба, из которой пламя и дым, застилающий синее небо. Справа от трубы: «Исполняет: название предприятия вписать». Плакаты зрелищны, характерны для новосибрцев.

Станковая графика нашего города на выставке более чем наполовину была выполнена акварелью или иной техникой с добавлением акварели, поэтому она столько же графика, сколько и живопись. Терминологическая определенность давно перестала быть определенностью в условиях музейного хранения произведений искусства. Скажем, темпера на бумаге хранится в отделе графики, а такая же темпера того же автора, выполненная на холсте, на оргалите записывается в раздел живописи. Если же исходить из роли цвета в создании образа, следует к живописи отнести почти все произведения Н.Д. Грицюка, хотя они за малым исключением написаны на бумаге. Как живопись они и представлялись при жизни художника любителям искуссва, а в Новосибирском художественном музее, как положено по музейным правилам, они все входят в состав отдела графики. Помимо музейных условий надо отметить практику российских художников 1970-1980-х годов охотно соединявших в одном произведении скульптуру и керамику, объем и плоскость, скульптуру и роспись. Так иногда работала в Новосибирске Семенова. Обозначения «смешанная техника», касающиеся только соединения материалов живописи и графики при построении художественной формы, давно стали привычными в выставочных этикетках и в каталогах как выставочных, так и музейных. На выставке в Кемерово в отдел графики были занесены акварельные этюды пленерного типа О.Л. Гинзбург, А.В. Кузьмина, и других авторов, в отдел живописи вписаны драматические военной тематики написанные на бумаге акварели К.П. Тимофеевой, поэтому обобщающие характеристики в категориях «графика на выставке лучше живописи»- «живопись лучше графики» не всегда бывают убедительны. Конечно, в отделе графики можно было видеть и произведения бесспорно графических техник, офорта например («Старая Алтайская дорога» Н.И. Домашенко, листы серии «Шрамы войны» Г.А. Курочкиной, серия офортов «Арап Петра Великого» Б.И. Конькова), как и в живописи с обозначением «холст — масло, картон масло» и тому подобного мы встечаем очевидную живописность. Все приведенные нами примеры шаткости терминологических определений не отменяют различия видов искусства, они только показывают многообразие практики, частью выходящей за пределы устойчивой классификации.

«Менее цельное впечатление производит на выставке раздел живописи. Преобладает в нем жанр портрета в различных разновидностях. Среди них декоративно-стилизованный «Портрет солиста театра оперы и балета М.Пахомова в роли Кочубея в опере П.Чайковского «Мазепа» В.Гранкина, групповой производственный портрет «Парни одной бригады» Г.Крапивина, монументально представительный «Портрет писателя Коптелова» А.Фокина, где подробность описания окружения столь же значима, как и характеристика модели, «Портрет Н.Р. Чернова» В.Кречетова, где при всем лаконизме и простоте композиции ощущается ум, мудрость и многознание жизни, щедрость души модели. «Портрет Булаз (зоотехник)» И.Попова — пример произведения, где экзотика не заслонила для художника внутреннего мира человека».7 Российские выставки в продолжение всего двадцатого века ориентировались прежде всего на живопись, а в живописи на сюжетно-тематическую картину. В связи с этим участвовавший в работе выставкома «Сибирь социалистическая» член правления Союза художников СССР ленинградец А.Ф. Дмитренко выступил в Кемерово с разъяснением понятия «картина»: «Речь идет не о бытовавшей когда-то жанровой иерархии, а о том целостном идейно-эстетическом воздействии, которое оказывает картина, включающая, как правило, элементы других жанров — портрета, пейзажа, натюрморта.

В последнее время можно иногда услышать определение картины как самостоятельного жанра, подобно роману в литературе. Все это предполагает, что именно в картине ожидают увидеть наиболее полно представление художника о действительности, о прошлом и настоящем /.../

Но, конечно, для этого картина, подобно любому произведению искусства, должна содержать в себе то существенно важное для духовного и интеллектуального общения с человеком, в котором что сказано неотделимо от того как сказано.

Картина среди иных жанров является стержнем, основой творческого потенциала целых коллективов, одним из свидетельств зрелости в искусстве, потенциалом дальнейшего движения. Повторяю, этим ни в коей мере не умаляются другие виды и жанры. Но они непременно на высоте там, где и картина на высоте.»8

Новосибирцы показали на зональной выставке ряд картин, написанных в основном в 1984-1985 годах, но выставком не следовал догматическим установкам и принял у Н.Н. Мотовилова три работы 1975 года северного цикла. Поскольку время создания картин художников Новосибирска в большинстве случаев одно у всех, можно предположить в них не только хронологическое единство, но и единство принципов творчества. Так оно и проявилось в конкретной практике. Но сравним картину «Люди и металл» М.С. Омбыша-Кузнецова с картиной «Гости из тундры» И.П. Попова и нам придется отказаться от социологической подоплеки в хронологии. Картина Омбыша-Кузнецова родственна проектам дизайнеров, главное место в ней занимают идущие над открытым двором завода трубы, картина Попова характером тесной многофигурной композиции и техникой пленерной живописи отсылает зрителя в те края земли, где о геометризированном дизайне и не слыхивали. Не сказалось на авторе и то обстоятельство, что Попов долгое время состоял в художественном Совете родного Союза, где ему приходилось анализировать и оценивать в реальных суммах гонорара не только живопись и графику, но и произведения дизайнеров.

Картины Омбыша-Кузнецова были единственными на выставке звонкими гимнами технократии двадцатого века. Приближавшиеся к ним общим подходом и родственными сюжетами индустриализации картины томского живописца Г.И. Панаркина не достигали той органической слаженности частей и целого, чем сильны произведения новосибирского живописца.

Созвучен Попову, но и отличен от него П.М. Рудин9, приехавший в Новосибирск в 1980 году. Рудин, как и Попов, родился на Алтае, но детство Попова прошло в Сростках, на въезде в Алтай со стороны Бийска, а Рудин жил в Нижнем Уймоне, в глубине горного края, где еще бытовали легенды древних времен. На выставке в Кемерово были две картины Рудина: «Ярмарка» и «Возвращение с работы». Обе неяркие, даже несколько неловкие, они показывали незатейливую мирную жизнь «простых людей», напоминающую «Едоков картофеля» Ван Гога. На зональной выставке только «Гости из тундры» Попова могут быть поставлены рядом с картинами Рудина, излучающими неожиданную благостность.

Жанровая живопись, как правило, воспроизводит мотивы жизни человека в природе. Таковы картины А.Н. Невзгодина10 «Гонцы», «Геологи», «Домой». Темы его картин разные, их основа одна — высокое небо над горами и степью предгорья и в этом просторе фигурки всадников. Только в картине «Домой» двое всадников приближены к первому плану, но и они остаются в глубине пейзажа, и вокруг них не видно никакого жилья. Им еще долго ехать на лошадях к дому по бурой с низкой растительностью земле. Вместо индустриальной Сибири всадники видят древние могильники и каменных баб на них, тем не менее картины Невзгодина воспринимались зрителями-сибиряками и зрителями-москвичами самым доброжелательным образом.

На зональной выставке был сформирован небольшой отдел «Произведения художников-фронтовиков 1941-1946 годов». Некоторые авторы экспонируемых произведений живые невредимые ходили здесь же возле экспозиции —кемеровчане А.М. Ананьин , А.Н. Кирчанов, П.А. Чернов, новосибирцы И.В. Титков и Н.П. Хомков. «Река времен в своем стремленьи» еще не унесла этих людей, годы войны многими помнились лишь затуманенными, но явственными. Зрители уже не плакали возле фронтовых рисунков как случалось сорок лет назад, когда едва не в каждый новосибирский дом приносили похоронки и громкий плач вспыхивал то там, то здесь по всей длине улицы, однако относиться к выставленным зарисовкам только как к рисункам художников, побывавших далеко от дома тоже не могли. Весь отдел произведений фронтовиков 1941-1946 годов производил впечатление более глубокое по сравнению с подобными рисунками в других частях экспозиции, с другой тематикой.

Отдел был невелик и занимал немного места на большой стене. В нем участвовали всего 14 авторов и показывали они зарисовки размером в тетрадный лист. Выставка произведений фронтовиков устраивалась в Сибири не первый раз, но организаторы ее еще не научились разыскивать и включать в экспозицию зарисовки фронтовиков 1920-х годов рождения. На зональную выставку в Кемерово не попали работы Н.Д. Грицюка, П.Л. Поротникова, В.П. Хлынова, не говоря уже о В.Г. Кирьянове, С.Ф. Пирогове, В.К. Чебанове и прочих еще живых и деятельных новосибирцах. Акварели К.П. Тимофеевой зрители зональной выставки увидели, но не в том контексте, где им естественно быть. Тимофеева не числилась в действовавшей армии и не считалась фронтовичкой. Она числилась студенткой Киевского художественного института, то есть как бы в тылу, далеко от апокалиптических ужасов двадцатого века, на самом же деле через Киев во время войны дважды прошла линия фронта, сначала на восток, потом на запад. Тимофеева пережила обстрелы города артиллерией, уличные бои, бомбежку, тревогу бомбоубежищ и ее акварели с этой тематикой экспонировались на зональной выставке в разделе живописи как произведения написанные по представлению, а они-то как раз показывали незабываемые впечатления автора не только войны, но и оккупации.

В связи с отделом произведений художников-фронтовиков невольно вспоминалась выставка «30 победных лет», развернутая в Москве 1975 года. Она занимала Центральный выставочный зал города. Весь Манеж был разделен экспозицией на отдельные зоны. В каждой зоне располагался отдел какой-либо одной страны. Удивительные были эти зоны. Судя по ним, самая жестокая война захлестывала ГДР, Болгарию, Чехословакию. Экспрессионизм, утвердившийся перед войной в этих странах, военную атмосферу доводил до кошмаров. Во Вьетнаме войны никакой не было. Вьетнамская лаковая живопись показывала цепочки военных отрядов в густых зеленых джунглях, но разве это война? Это туристическая реклама. В отделе Советского Союза, расположенном в конце всей линии Манежа, войны тоже не было, был военный быт, была победа. Оптимистический реализм СССР 1930-х годов не давал хода трагическим впечатлениям. И наверное это было хорошо. Жители страны и без них страдали неутешно. Единственная картина советского отдела, показавшая смертельную схватку с сильным напористым врагом, была «Оборона Севастополя» А.А. Дейнеки, но она была единственная на фоне бытописательных сцен. Нечто подобное выстроилось и в Кемерово на участке произведений художников-фронтовиков. Взглянем на военную графику И.В. Титкова (его брат В.В. Титков в выставке не участвовал). Примерно треть его зарисовок — портреты солдат, офицеров Красной армии и партизан, остальное тематические композиции: «После боя. (Приводят себя в порядок)», «Набросок лесного пейзажа. Западный фронт», «Ночью на передовой», «Три дня на отдыхе»... Конечно, разные авторы по-разному трактовали быт военных лет, но промерный ориентир в нем можно определять по зарисовкам почитавшегося в те годы И.В. Титкова.

Было еще одно новшество на зональной выставке «Сибирь социалистическая» в Кемерово. Среди произведений живописи, графики, скульптуры и прочих видов искусства разместились горизонтальные витрины с изданиями искусствоведов Сибири, что выглядело необычно и интригующе. Глядя на них можно было удостовериться: искусствознание и художественная критика преодолели период прозябания, пошли в рост. Основной массив публикаций составляли газетные статьи, издавна сопровождавшие художественную жизнь Сибири. Теперь газетные статьи дополнились публикациями специальных изданий, большая часть которых помещалась в российском журнале «Художник». Вершина пирамиды сибирского искусствознания состояла из книг местных авторов, опубликованных разными издательствами уже в период подготовки зональной выставки в Кемерово. Наиболее значимые из них: «Современная сибирская книга. Проблемы оформления» В.Н. Волковой11 ; «Художники Кузбасса» В.А. Откидач 12; «Первые художники Алтая» Л.И. Снитко. 13; «Очерки истории изобразительного искусства Горного Алтая». В.И. Эдокова14. В наш список не вошли книги опубликованные в 1970-х годах в Иркутске, в Новосибирске. О книгах сибирских искусствоведов, вышедших после зональной выставки, в Кемерово впору писать специальное исследование, книгу о книгах.



Литература

Боровикова Р. Новосибирцы на зональной выставке. //Советская Сибирь, 1985, 18 июля, №165.

Волкова В. Современная сибирская книга. Проблемы оформления. - Новосибирск, «Наука», 1985.

Дмитренко А. Картины и время.//Кузбасс, спецвыпуск, 1985, 20 июня, С.2- 3. Клушин А. В зеркале выставки. //Вечерний Новосибирск, 1985, 16 августа, №130.

Муратов П. Новосибирская организация Союза художников РСФСР. Буклет к зональной выставке, - Кемерово, 1985, С.№3.

Откидач В. Художники Кузбасса. - Ленинград, «Художник РСФСР», 1983.

Снитко Л. Первые художники Алтая. - Ленинград, «Художник РСФСР», 1983.

Эдоков В. Очерки истории изобразительного искусства Горного Алтая. - Горно-Алтайск, 1981.





Вернуться к содержанию КНИГИ




К предыдущей главе


К следующей главе



вернуться к содержанию


на главную





1Авдеев Владимир Александрович (1936-1994), иллюстратор книг, плакатист. Родился в пос. Шумиха Челябинской обл. В 1948 перевезен в Новосибирск. Учился в Алмаатинском худож. Училище (1952-1957), в Моск. худож. институте им. Сурикова (1960-19670), мастерская плаката. Работал в московских издательствах, в журналах. С 1967 жил в Новосибирске. Имел награды за лучшее оформление книг.

2В составе зонального выставкома Шестой зональной выставки работали председатель Новосибирской организации Союза художников РСФСР живописец В.Д. Кречетов, график Я.Я. Яковлев, преподаватель Новосибирской консерватории П.Д. Муратов; в прессгруппе зональной выставки были заняты П.Д Муратов, искусствоведы Новосибирской картинной галереи Р.И. Боровикова и Ю.А. Воробьев, директор той же галереи.

3В приведенном нами давнем списке отсутствует Н.Н Клемина. Уехала и она.

4П.Муратов. Новосибирская организация Союза художников РСФСР. Буклет к зональной выставке-6. Кемерово, 1985, С.3.

5А.Клушин. В зеркале выставки. //Вечерний Новосибирск, 1985, 16 августа, №130.

6Мандриченко Владимир Петрович род. в Москве (1948). С 1957 в Новосибирске. С 1973 занялся плакатом. Учился в Московском полиграфическом институте (1976-1980 ?). Член Союза художников с 1981. В составе зональной выставки — 6 были 7 его плакатов и театральных афиш.

7Р.Боровикова. Новосибирцы на зональной выставке. //Советская Сибирь, 1985, 18 июля, №165.

8А.Дмитренко, Картина и время. //Кузбасс, спецвыпуск, 1985, 20 июня, С.2-3.

9Рудин Петр Максимович. Род. 1932 в с. Нижний Уймон Усть-Коксинского р-на Алтайского края. Окончил Свердловское художественное училище в 1959. Работал вТюмени. С 1980 по 1992 жил в Новосибирске. Переехал в Нижний Тагил.

10Невзгодин Анатолий Никифорович. Род. 1932 в Минусинске. 1932-1948 жил в Туве. Окончил Пензенское художественное училище в 1953. С 1968 жил в Новосибирске.

11В.Н. Волкова. Современная сибирская книга. Проблемы оформления. Новосибирск, «Наука», 1985.

12В.А. Откидач. Художники Кузбасса. // Ленинград, «Художник РСФСР», 1983.

13Л.И. Снитко. Первые художники Алтая. // Ленинград, «Художник РСФСР»,1983.

14В.И. Эдоков. Очерки истории изобразительного искусства Алтая. //Горно-Алтайск. 1981.